Функциональные особенности игрушек
Развитие ребенка осуществляется в разнообразных сферах деятельности, важнейшим результатом его развития можно считать осмысленную активность, поскольку сознания человека формируется в действии. Исходя из этого, главной функцией игрушки можно считать активизацию детской деятельности и развитие ее новых форм.
Образовательный и развивающий эффект от игрушки для девочек можно определить по характеру игрового действия и его связями с задачами развития. Это требует осознанного подхода при выборе игрушки.
Покупая определенную игрушку, взрослый должен задастся вопросом: что ребенок будет с ней делать?
Детскую деятельность психологи разбивают на две группы. Первую группу составляет все, что касается общения между людьми, т.е. личностное и социальное развитие ребенка. Во вторую группу включают действия, направленные на освоение разных предметов. Эта группа формирует интеллектуальные и познавательные способности.
Потому все детские игрушки тоже можно разделить на две группы. В первую группу входят те, которые помогают социально-эмоциональному развитию (развитию малыша, как личности). В их образах ребенок видит живых персонажей. Это игрушки для девочек, игрушечные животные: котики, собачки, мышки и т.д., а также разнообразные куклы. Многие специалисты к первой группе также относят тематические наборы («Доктор», «Парикмахер») и транспортные игрушки (машинки, поезда, самолеты).
Вторая группа направлена на развитие моторных и интеллектуально-познавательных способностей ребенка (конструкторы, кубики, пазлы, домино и лото). Разделение игрушек на группы способствует лучшему выбору игрушки для каждого возраста.
Отдельную группу составляют игрушки, способствующие физическому развитию и воспитанию малыша. Они укрепляют здоровье и развивают нужные физические качества (выносливость, силу, ловкость, меткость и т.д.). Здесь выбор достаточно широк, каждый навык будет развивать конкретная игрушка.
Выбирая забаву для малыша, родители должны особое внимание уделить ее размеру. Слишком большая игрушка не будет развивающей, поскольку ребенок не сможет манипулировать ею. Еще следует смотреть на функциональные особенности игрушки, если у нее подвижные части перемещаются только под воздействием большой силы, тогда для ребенка такая забава будет тоже бесполезна, поскольку у него не хватит силы, чтобы производить манипуляции с такой игрушкой.