Дидактические свойства головоломок
«Я с детства уважал головоломки и, видимо,
поэтому стал понимать, как идет развитие ума ребёнка...
Учителя в школах, как правило, делают детей знающими,
изобретатели и пропагандисты головоломок делают детей умными»
(Б. П. Никитин).
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с проблемами физического характера. Механические головоломки являются моделями таких ситуаций, а их решение помогает нам развить свои интеллектуальные способности. Зачастую дети решают головоломки быстрее взрослых, поскольку они мыслят пока еще не стереотипно. Педагогические аспекты головоломок, связанные с необходимостью нестандартного мышления, без сомнения могут быть использованы для образования детей.
«Чтобы физика, математика и другие важные предметы не казались скучными, мы приносим на занятия головоломки. Разгадывая механические загадки, студенты тренируют своё пространственное воображение, учатся умению формализовать задачу, логически мыслить. После этого самые абстрактные законы становятся понятными и доступными для применения в обычной жизни» - говорит Марсель Гильен, преподаватель высшей школы в Люксембурге и владелец крупной домашней коллекции головоломок (более 10000 единиц), которую он эффективно использует в учебном процессе.
Наблюдая процесс решения головоломок, педагог получает возможность изучить внутренние механизмы формирования типичных ошибок, трудностей и недоразумений, возникающих при обучении школьников и студентов. Именно так был изобретён знаменитый венгерский кубик: преподаватель студии архитектурного дизайна Эрнё Рубик придумал его первоначально для своих студентов как наглядное пособие для развития пространственного воображения.
В отличие от состязательных логических игр, в которых соперники по определённым игрой правилам борются друг с другом, а «спортивная злость» направляется против соперника (всем известны примеры неприязненных личных отношений между выдающимися шахматистами), в мире головоломок человек борется не с другой личностью, а с неизвестностью, с задачей, заключённой в материальном предмете. Конечно, за этим предметом всегда стоит изобретатель, придумавший его, но прямого противостояния личностей здесь нет. И этот вызов человеческому интеллекту, оформленный в виде головоломки, не подталкивает людей к разобщению, напротив, решать головоломку можно и вдвоём, и втроём, и целой командой. Совместное решение головоломок только сплачивает людей, как и всякая другая деятельность, направленная на достижение общей цели.
Более того, головоломки успешно используются в качестве предмета соревнований. Последнее время во всем мире активно развивается «пазл-спорт», регулярно проводятся региональные соревнования и международные чемпионаты по решению головоломок, с каждым годом вызывая всё больший интерес.