Сборная модель Моделист Ракетный катер проекта 205У СССР, 1965 г
В середине 50-х годов в Советском Союзе началась работа над крылатыми ракетами, предназначенными специально для кораблей малого водоизмещения. Первые советские ракетные катера были созданы путем установки двух крылатых ракет на торпедные катера типа «Большевик» в 1958 году. Вскоре за ними последовали катера более совершенных проектов.
Долгие годы крылатыми ракетами вооружались только корабли нашего ВМФ, и только после потопления египетскими ракетными катерами израильского эсминца «Эйлат» (21 октября 1967 года) крылатые ракеты получили признание даже во флотах традиционных морских держав.Предлагаемая модель представляет собой ракетный катер проекта 205У (по классификации НАТО «Osa-II»).
Этот катер является дальнейшим развитием ракетных катеров проекта 205, прекрасно зарекомендовавших себя на протяжении многих лет эксплуатации и состоявших на вооружении не только Советского ВМФ и флотов стран Варшавского Договора, но поставлявшихся также в Алжир, КНДР, КНР, Египет, Индию, Ирак, Сомали, Сирию и ряд других стран.
Проект 205У, как и проект 205, был разработан в Центральном Морском Конструкторском Бюро (ЦМКБ) «Алмаз». ЦМКБ «Алмаз» начало свою деятельность созданием катеров «москитного флота» еще в 1940 году, и к настоящему времени им разработаны десятки проектов торпедных, ракетных, патрульных, десантных катеров и более крупных кораблей. Катера проекта 205У строились в Ленинграде на Приморском судостроительном заводе (19 экз.) и во Владивостоке (Владивостокский судостроительный завод – 13 экземпляров).
Первый катер был построен в 1965 году, последний – в 1973 году. От своих предшественников – катеров проекта 205 – эти катера отличались главным образом способом установки основного вооружения: пусковые установки крылатых ракет ангарного типа были заменены пусковыми установками контейнерного типа. На катерах проекта 205 и 205У была также впервые применена полностью автоматизированная артиллерийская установка АК-230. Эта 30-мм артустановка служит для защиты от авиации, беспилотных средств воздушного нападения, а также катеров противника. Управление механизмами наведения осуществляется от системы управления огнем МР-104 («Рангоут»).
Для крупных морских держав ракетные катера представляют ценность как дополнительное средство ведения боевых действий на море. Ракетный катер, почти равный по мощи надводному кораблю практически любого класса, остается сравнительно дешевым кораблем, посильным для бюджета даже не очень богатой страны.